Мудрость целителей Востока


Не секрет, что многими своими достижениями мировая наука обязана странам Востока. Медицина и фармация – не исключение: можно с полным правом сказать, что их путь в Средние века пролегал на Запад  из могущественного Арабского халифата…



Наследники греков и римлян

В VII-IX веках под властью Арабского халифата оказались Иран, Сирия и Египет – страны, в которых активно развивалась древнегреческая медицинская наука. Арабские правители, халифы, были людьми просвещенными и относились к культуре завоеванных народов с вниманием и интересом. Благодаря им все основные труды древнегреческих ученых были переведены на арабский язык. (Кстати, до средневековой Европы эти книги в большинстве своем дошли не в оригиналах, а лишь в арабских переводах.) Для перевода научных сочинений греков и римлян по приказу халифов создавались  даже специальные учреждения. Одно из них - «Дом мудрости» - находилось в Багдаде. В нем были залы для научных и религиозных дискуссий, а также помещения, в которых хранились и переписывались книги. Труды Гиппократа, Галена, Аристотеля тщательно изучались и комментировались арабскими медиками.

Некоторые арабские врачи имели огромные библиотеки медицинской литературы. Так, автор лучшей фармакопеи тех времен багдадский врач XII века Ибн ал-Талмид собрал 20 тысяч книг, многие из которых лично переписал.  



Открытия мирового значения

Медицина в государствах арабского Востока считалась профессией почетной и благословенной. По преданию, даже сам пророк Мухаммед изучал медицину и занимался врачеванием. Ислам учил, что Аллах одновременно с болезнями создал и лекарства от каждой из них. Найти такое средство и входило в задачи врача.

Арабов интересовали различные области медицины, но фармации отводилась особая роль. Дело в том, что ислам запрещал медикам вскрытие трупов, поэтому лекарственное лечение в арабской медицине было более развито, чем хирургическое. Не случайно первая в истории человечества аптека была открыта именно одном из городов Арабского Халифата – Багдаде - в 754 г. Через некоторое время в Багдаде работало уже несколько частных аптек. Их владельцами могли стать только врачи, которым, к тому же, предстояло сдать специальный экзамен. Не случайно именно в Арабском халифате фармакология впервые стала самостоятельной наукой, отдельной от медицины.

В основе арабской фармации, как и в основе европейской, лежала алхимия. Но арабские алхимики были меньше увлечены мистическими поисками «философского камня» - их гораздо больше интересовало практическое применение полученных ими новых веществ в практических целях, в том числе для создания новых лекарств.

Арабским алхимикам мы обязаны множеством изобретений. В числе прочего, они впервые использовали водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, первыми в мире получили азотную и хлористоводородную кислоты, хлорную известь и нитрат серебра. Арабские медики еще в Средние века широко использовали препараты ртути и спирт – не случайно даже слово «алкоголь» пришло к нам из арабского языка («аль-кухуль» в переводе означает «одурманивающий»).

Арабские врачи впервые начали использовать в качестве лечебных веществ пряные растения: мирру, корицу, мускатный орех, гвоздику. В качестве легких слабительных средств применяли лист сены, тамаринды. Для разбавления сильных лекарственных средств использовались лимонный сок, розовая вода и другие настои цветов. Арабам принадлежит также заслуга приготовления первых лекарственных препаратов из камфоры. Большой популярностью пользовались наркотические средства, приготовляемые из индийской конопли и мака. Рецепты лекарств, создаваемых арабскими аптекарями, были очень сложны: иногда в их состав входило до 60 ингредиентов. Разнообразными были и лекарственные формы: широко использовались сиропы (для их приготовления арабы впервые начали использовать сахар вместо меда), применялись также пилюли, кашки, лечебные пластыри, душистые масла.



Люди и книги

Ученые арабского востока начали составлять первые в мире фармакопеи – книги, описывающие свойства и действие лекарственных средств. Арабские фармакопеи представляли собой «последнее слово» науки того времени и широко использовались в Европе. Первой из них стала появившаяся в 840 г. фармакопея «Карабадин».

История донесла до нас имена множества замечательных арабских средневековых врачей, занимавшихся лекарственной химией и фармакологией. В их числе был живший в IX-X вв. ученый Ар-Рази. Ар-Рази начал заниматься медициной довольно поздно – почти в 30 лет, но успел сделать очень многое, прославившись в основном как хирург. Но ученого привлекала и фармакология: так, Ар-Рази впервые исследовал действие солей ртути на организм, используя в качестве подопытного животного обезьяну. О лекарственном врачевании он писал и в двух своих медицинских трудах – 25-томной «Всеобъемлющей книге по медицине» и 10-томной «Медицинской книге».

Великий ученый арабского средневековья Бируни, живший в XI веке, известен нам в основном как астроном и математик. Не все знают, что обширный список трудов Бируни включает и книги по фармации. В своей «Фармакологии» Бируни обобщает информацию о лекарственных средствах, применявшихся в разных регионах Востока, а в «Минералогии» описывает не только различные минералы и металлы, но и их лечебные свойства. Там же Бируни пишет о популярном в восточной медицине лекарственном средстве «мумие асиль».



Ибн-Сина – врач из легенды

Сейчас всем известно имя современника Бируни Абу-Али Ибн-Сины – признанного врача и ученого средневекового арабского Востока. По его собственному признанию, Ибн-Сина увлекся медициной,  когда ему еще не исполнилось 12 лет. В созданном позднее «Жизнеописании» он рассказывает о начале своей врачебной карьеры так: «Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных, благодаря приобретенному опыту передо мною открылись неописуемые врата врачевания... В это время я был юношей шестнадцати лет».

20 лет работал Ибн-Сина над «Каноном медицины» - трудом, который принес ему мировую славу. «Канон медицины» состоит из пяти книг, две из которых – вторая и пятая – полностью посвящены лекарствоведению. Вторая книга описывает простые лекарства, «в которых нет искусственно изготовленного состава», а пятая – «сложные» лекарственные препараты, а также яды и противоядия. Ибн-Сина проделал поистине титанический труд: в «Каноне медицинской науки» упоминается 2600 различных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Большую часть описанных лекарств (1400) составляют лекарственные растения. Лишь 150 из лекарств, описанных Ибн-Синой, широко используются современной медициной.

В XII веке «Канон медицины» был переведен на латынь и активно изучался европейскими врачами, а после изобретения книгопечатания переиздавался в Европе почти так же часто, как Библия.

Кроме «Канона медицины», Ибн-Сина написал ряд трудов по частным вопросам фармакологии, в которых обобщил опыт врачей прошлого и дополнил его своими наблюдениями. Среди таких работ – «Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса-лида» и др. Ибн-Сина впервые предложил использовать препараты ртути для лечения сифилиса.

Некоторые положения, впервые сформулированные Ибн-Синой, остаются актуальными и сегодня. Так, говоря о создании новых лекарственных средств, Ибн-Сина предписывал сначала проверять их действие на животных и лишь после этого использовать для лечения людей. Ибн-Сина настаивал на необходимости выявления побочного действия лекарств и указывал на возможность взаимного усиления или ослабления действия лекарств при их совместном назначении. Кроме того, великий арабский ученый впервые предупредил врачей, выписывающих лекарства на основе наркотических веществ, о возникновении у больных наркотической зависимости.



И Запад, и Восток внесли свою лепту в развитие мировой фармакологии. Чей вклад был более значимым – сказать трудно. Но стоит ли давать оценки? Ведь главное – результат: расширение возможностей науки, победа над страданиями и болезнями.