Парижский еретик, или Эпос нонконформизма


Интересным событием в культурной жизни столицы стала презентация в «Клубе на Брестской» книги художника Валентина Воробьева «Враг народа». Одновременно в том же клубе прошла выставка его работ. Презентация завершила XIII Банные чтения – традиционную конференцию по истории культуры, проводимую журналом «Новое литературное обозрение».

На этот раз участники Банных чтений обсуждали «маргиналов, еретиков, нарушителей дисциплин». Одним из таких нарушителей и стал Валентин Воробьев – художник-нонконформист из поколения шестидесятников. «Плохое поведение» 30 лет назад стало причиной его эмиграции. Теперь он приехал из Парижа и привез с собой более трех десятков ни разу не выставлявшихся работ, написанных гуашью и маслом. Но основным поводом для поездки в Россию стал выход книги воспоминаний с вызывающим названием «Враг народа».

В довольно солидном томе (объем книги – более 800 страниц) В. Воробьеву удалось создать настоящую эпопею о судьбе представителей «второго русского авангарда», ютившихся в 60-х годах по кухням и «артистическим» подвалам. Географический диапазон мемуаров – от Брянщины, где родился автор, до Парижа, где он живет сейчас. Временной – охватывает около полувека. Число персонажей книги может, пожалуй, сравниться лишь с количеством героев «Войны и мира»; среди них – художники В. Фаворский и И. Кабаков, писатели В. Шукшин и Э. Лимонов, поэты И. Холин и Г. Сапгир... Обо всех В. Воробьев пишет очень пристрастно, часто – иронично, но всегда - талантливо.

Стиль книги выдает в ее авторе художника. Как образно сказал один из выступавших на презентации, автор нанизывает детали, как шашлык на шампуры. Импрессионистское умение нарисовать человека или событие несколькими яркими мазками не изменяет В. Воробьеву и в литературе, что делает чтение чем-то похожим на посещение художественной выставки.